Science Advances: учёные выявили причины видового разнообразия птиц в бассейне Амазонки

Журнал Science Advances публикует статью, описывающую исследование, проведенное учеными из Американского музея естественной истории, в ходе которого было установлено, что быстрые изменения в руслах рек Амазонки стимулировали появление новых видов птиц. Орнитологам также удалось обнаружить несколько ранее неизвестных видов, обитающих на ограниченных территориях и находящихся на грани вымирания.

В лесах Амазонки произрастает 18% всех деревьев на планете. Эти леса отличаются уникальным биоразнообразием. Ученые заметили, что виды приматов и птиц, обитающих на противоположных берегах рек бассейна Амазонки, значительно отличаются друг от друга. И это несмотря на то, что реки часто меняли свои русла в течение обозримого геологического периода. Специалисты провели секвенирование генома шести видов птиц, обитающих в бассейне реки.

“Наше исследование подтвердило, что даже относительно небольшие реки в тропических лесах Южной Амазонки очень эффективно изолируют популяции этих шести видов птиц, что приводит к геномной дивергенции и, в конечном итоге, к видообразованию”, — говорят авторы исследования.

Ученым также, благодаря генетическим исследованиям, удалось выявить несколько новых видов, которые ранее относили к популяциям одного и того же вида. Оказалось, что отдельные виды птиц, обитающие в бассейне Амазонки молодые виды, которые сформировались относительно недавно. Именно поэтому так важно сохранить эти территории в первозданном виде, чтобы не мешать природе создавать новые виды и увеличивать фауну нашей планеты.