Science: численность рифовых акул сократилась на 60-75%, их место занимают скаты

Коралловые рифы становятся местом жительства не только для акул, но и для скатов, так как численность акул резко сокращается. Это выводы глобального исследования, опубликованного в журнале Science.

Ученые из Университета Джеймса Кука в Таунсвилле (Австралия) в сотрудничестве с более чем 100 учеными из разных стран провели исследование на 391 коралловом рифе в 67 странах Африки, Ближнего Востока, Азии, Австралазии и Северной и Южной Америки. Они использовали тысячи подводных камер и записали более 22 000 часов видеоматериалов.

Результаты исследования показали, что популяции пяти наиболее распространенных видов рифовых акул сократились на 60-75% от предполагаемого уровня. Коралловые рифы в 14% случаев полностью потеряли свои традиционные популяции акул. Ученые удивлены этими результатами, так как до проведения исследования они предполагали, что ситуация с акулами в коралловых рифах не так плоха, как в океанах.

Основной причиной сокращения популяций акул является чрезмерная рыбная ловля, особенно в бедных странах, где слабо регулируется ловля акул. Ловля акул проводится для использования плавников и мяса, а также они попадают в сети как прилов. На отдаленных рифах и на рифах в охраняемых территориях численность акул оказалась выше, что подтверждает гипотезу об их истощении из-за рыбной ловли.

Отсутствие акул оказывает серьезное влияние на экосистемы рифов. В их отсутствие растет численность травоядных рыб, которые питаются водорослями. Повышенное поглощение водорослей приводит к меньшей фиксации углерода. Таким образом, сокращение численности акул влияет на глобальное потепление.

Ученые обнаружили некоторые положительные изменения в Малайзии и Белизе, где благодаря созданию морских охраняемых территорий удалось восстановить популяции рифовых акул. Они подчеркивают, что для обращения этой тенденции необходимо соблюдать строгие природоохранные меры. Исследование, подтверждающее возможность восстановления численности рифовых акул, было опубликовано в журнале Science.