Сколтех нашел механизмы, влияющие на проникновение соли в подводную мерзлоту

Журнал Geosciences and Energy & Fuels публикует материал, в котором описывается исследование, проведенное учеными из Сколтеха, которые выяснили, какие физико-химические процессы отвечают за проникновение соли в вечную мерзлоту. Известно, что в Северном Ледовитом океане существует множество месторождений гидратов метана или клатратов. Эти соединения состоят из метана и воды и могут оставаться стабильными только при низких температурах и высоком давлении. Именно такие условия созданы природой на дне северных морей.

Сколтех нашел механизмы, влияющие на проникновение соли в подводную мерзлоту

Глобальное потепление приводит к тому, что эти месторождения становятся нестабильными, а проникновение в них соли еще больше усугубляет ситуацию, снижая температуру таяния льда. В свою очередь, выделение большого количества метана приведет к дальнейшему потеплению климата.

Российские ученые провели серию экспериментов с различными образцами морской вечной мерзлоты и обнаружили, что соль ускоряет таяние только тех отложений, которые содержат метан. Дальнейшие эксперименты, а также расчеты показали, что скорость деградации метановой мерзлоты сильно зависит от давления моря на грунт.

Ученые также провели серию экспериментов, чтобы определить, какие соли оказывают особенно сильное воздействие. Оказалось, что обычная поваренная соль и хлорид магния вызывали максимальное разрушение гидратов метана, а сульфаты калия и натрия ускоряли их таяние слабее.

Кроме того, ученые обнаружили, что вкрапления ионов натрия, магния и хлорида приводили к образованию множества высоко- и низкотемпературных точечных источников. Исследователи надеются, что полученные результаты позволят им прогнозировать и отслеживать последствия таяния вечной мерзлоты.