Страусы могут адаптироваться к жаре или холоду, но не к тому и другому одновременно

Страус генетически запрограммирован на адаптацию к повышению или понижению температуры. Однако, когда температура колеблется чаще, как это происходит при изменении климата, бескрылой птице с 40-граммовым мозгом приходится гораздо труднее.

Исследовательская группа из Лундского университета показала, что страус очень чувствителен к колебаниям температуры в плане размножения. Если температура повышается или понижается на 5 градусов и более от идеальной температуры в 20 градусов, способность этих длинношеих птиц откладывать яйца заметно снижается.

За 20 лет наблюдения за 1300 страусами в Южной Африке исследователям удалось установить, что самки откладывают на 40% меньше яиц, если температура колеблется в сторону понижения или повышения. В новом исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, ученые еще глубже проникли в тайны страусиной генетики.

“Мы обнаружили, что гены, повышающие устойчивость к жаре, также снижают устойчивость к холоду, и наоборот. Поэтому даже если бы страус мог эволюционировать, чтобы справляться с более теплой средой, это поставило бы под угрозу его способность справляться с более холодными периодами”, — объясняет Мадс Шу, исследователь из Лундского университета, написавший статью вместе с коллегой Чарли Корнуоллисом.

Изменение климата приведет не только к повышению средних температур, но и, согласно современным климатическим моделям, к увеличению температурных колебаний. Поэтому способность животных переносить как жаркие, так и холодные периоды становится решающей для их шансов на выживание.

“Предыдущие исследования позвоночных были сосредоточены на физиологических и поведенческих реакциях на повышение температуры. Поэтому знания о генетическом потенциале животных для адаптации к колебаниям температуры ограничены”, — делится Мадс Шу.

Эволюционная адаптация изобилует компромиссами. Например, увеличение размеров тела самца слона делает его более конкурентоспособным, но в то же время требует больше пищи. Работа исследователей из Лунда показывает, что тепло- и холодоустойчивость переплетаются в таком балансе. Если окажется, что это характерно для животных, то они окажутся более уязвимыми к колебаниям климата, чем считалось ранее.

“Мы были изначально воодушевлены, когда обнаружили, что страусы обладают генетической способностью адаптироваться как к более теплым, так и к более холодным температурам. Однако, к сожалению для страусов, оказалось, что они не могут делать и то, и другое”, — заключает Мадс Шу.