Structure: паучий шелк стабилизирует белок, предотвращающий рак

В журнале Structure опубликована статья, описывающая открытие ученых из Каролинского института способа стабилизации белка p53, защищающего людей от рака, с помощью паучьего шелка. Открытие указывает на новое направление для создания вакцин против рака.

Structure: паучий шелк стабилизирует белок, предотвращающий рак

Специалисты предложили необычный способ стабилизации белка р53, который является супрессором рака. Они прикрепили небольшой участок синтетического белка паучьего шелка к человеческому p53. После того как модифицированный белок был введен в клетку, он начал вырабатываться в больших количествах. Белок способен убивать раковые клетки, но сам новый белок гораздо более стабилен, чем p53. Используя современные методы исследования, ученые обнаружили, что части паучьего шелка придают неупорядоченным участкам белка р53 структуру.

Белок р53 называют “хранителем генома”, поскольку он играет ключевую роль в защите организма от рака. Основная функция этого белка – предотвращение мутаций, которые могут привести к онкологии. Если в клетке не хватает этого белка, она быстро превращается в опухолевую клетку. Около половины всех опухолей содержат мутацию гена p53.

Паучий шелк формируется из длинных белковых молекул и является одним из самых прочных природных полимеров. Например, прочность синтетического паучьего шелка, созданного бактериями в лаборатории, превышает прочность стали.

“Проблема в том, что клетки производят лишь небольшое количество р53, а затем быстро разрушают его, поскольку это очень большой и неупорядоченный белок. Нас вдохновило то, как природа создает стабильные белки, и мы решили использовать элементы паучьего шелка для стабилизации p53”, — говорят авторы исследования.

Ученые продолжают свои исследования и надеются создать противораковую вакцину. Пока же им необходимо изучить, как белок перерабатывается в клетках и не будет ли он токсичен в высоких концентрациях.