Тектоника блоков поверхностной коры раскрывает геологические тайны Венеры

Новый анализ поверхности Венеры показывает признаки тектонического движения в виде блоков земной коры, которые толкаются друг о друга, как разбитые куски пакового льда. Движение этих блоков может указывать на то, что Венера все еще геологически активна, и дает ученым представление как о тектонике экзопланет, так и о самой ранней тектонической активности на Земле.

Тектоника блоков поверхностной коры раскрывает геологические тайны Венеры

“Мы выявили ранее неизвестную картину тектонической деформации на Венере, которая обусловлена внутренним движением, как и на Земле, – говорит Пол Бирн, доцент планетологии в Университете штата Северная Каролина и ведущий и соавтор работы. – Хотя она и отличается от тектоники, которую мы сейчас наблюдаем на Земле, она все же свидетельствует о внутреннем движении, выраженном на поверхности планеты”.

Сообщается, что это открытие важно, так как долгое время считалось, что Венера имеет неподвижную твердую внешнюю оболочку или литосферу точно так же, как Марс или Луна.

Бирн и международная группа учёных использовали радиолокационные снимки из миссии НАСА “Магеллан” для картографирования поверхности Венеры. Исследуя обширные венерианские низменности, которые составляют большую часть поверхности планеты, они увидели области, где большие блоки литосферы раздвигались, толкались, вращались и скользили друг мимо друга, как сломанный паковый лед над замерзшим озером.

Команда создала компьютерную модель этой деформации и обнаружила, что медленное движение внутренней части планеты может объяснить стиль тектоники, наблюдаемый на поверхности.

“Эти наблюдения говорят нам, что внутреннее движение вызывает деформацию поверхности на Венере, аналогично тому, что происходит на Земле, – говорит Бирн. – Тектоника плит на Земле обусловлена конвекцией в мантии. Мантия горячая или холодная в разных местах, она движется, и часть этого движения переносится на поверхность Земли в виде движения плит. Вариация на эту тему, похоже, разыгрывается и на Венере. Это не тектоника плит, как на Земле. Здесь не создаются огромные горные хребты или гигантские системы субдукции, но это свидетельство деформации из-за внутреннего мантийного потока, который раньше не демонстрировался в глобальном масштабе”.

Деформация, связанная с этими блоками земной коры, также может указывать на то, что Венера все еще геологически активна.

Исследователи оптимистично полагают, что недавно обнаруженный на Венере рисунок “пакового льда” может дать ключ к пониманию тектонических деформаций на планетах за пределами Солнечной системы, а также на гораздо более молодой Земле.

Известно, что НАСА и Европейское космическое агентство недавно одобрили три новых полета космических аппаратов к Венере, которые будут производить наблюдения поверхности планеты с гораздо более высоким разрешением, чем “Магеллан”.

“Приятно видеть возобновление интереса к исследованию Венеры, и я особенно взволнован тем, что эти миссии смогут проверить наш ключевой вывод о том, что низменности планеты раздробились на толкающиеся блоки земной коры”, – говорит Бирн.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.