Ученые из центра Cedars-Sinai выявили нейроны в мозге, отвечающие за формирование памяти

Ученые из медицинского центра Cedars-Sinai (США) обнаружили новый тип клеток мозга, который участвует в формировании памяти и обозначает границу между нашими переживаниями отдельных событий. Эти нейроны были названы пограничными клетками, которые приходят в возбуждение при возникновении каких-либо новых событий, а также, как предположили ученые, принимают участие в развитии болезни Альцгеймера.

Изначально эти клетки были обнаружены в мозге больных эпилепсией. Перед операцией им вводили электроды в гиппокамп и просили просматривать предложенные образы. Им показывали эпизоды фильмов, и было зафиксировано, что активность клеток мозга достигала пика в те моменты, когда на экране происходили какие-то новые события. Активность клеток указывает на то, что в этот момент мозг формирует новую память, подобно тому, как мы создаем новый документ на компьютерном столе.

То есть память дискретна, фиксирует отдельные события, а непрерывная их цепочка. Пограничные клетки фиксировали начало и конец каждой сцены, а затем помещали память о ней в специальные “файлы” в мозге. Таким образом, мозг соединял разрозненные воспоминания в цепочку, создавая отдельную историю. Подобно тому, как у вас на смартфоне есть папка с фотографиями на одну тему, и одна ключевая фотография становится заголовком всего события.

Ученые считают, что мозг использует пограничные клетки в качестве маркеров для “беглого просмотра” прошлых воспоминаний. Если он находит знакомый пусковой сигнал, то “открывает” событие.

Таким образом, было установлено, что именно гиппокамп и прилегающие к нему области имеют решающее значение для создания новых воспоминаний. Кроме того, именно гиппокамп решает, что помнить, а что нет.

Пограничные клетки раньше не привлекали особого внимания, поэтому новое исследование имеет фундаментальное значение. Помимо того, что оно пролило свет на то, как работает наша память и как мозг создает и хранит воспоминания, оно также помогло прояснить некоторые механизмы, лежащие в основе развития заболеваний, связанных с нарушением памяти.