«АиФ»: Ученые из РФ оценили способность бактерий на мхах и лишайниках поглощать метан

Ученые из Красноярска и Новосибирска провели исследование, чтобы оценить способность бактерий, проживающих на мхах и лишайниках в криогенных прибрежных экосистемах, поглощать и перерабатывать метан. Эти результаты были опубликованы Красноярским научным центром.

Исследования были проведены в тундровых экосистемах дельты реки Лены в Якутии и на острове Кинг-Джордж в Южных Шетландских островах в Антарктиде.

Повышение среднегодовых температур в этих регионах приводит к быстрому таянию вечной мерзлоты и освобождению органического углерода, что в свою очередь приводит к выбросу метана в атмосферу.

Бактерии, образующие и поглощающие метан, являются ключевыми участниками круговорота этого парникового газа. Большая часть образующегося метана окисляется бактериями.

Исследователи подтвердили, что сообщества бактерий, сотрудничающих с мхами и лишайниками, способны поглощать и перерабатывать атмосферный метан. Особенно высокую способность к поглощению метана обнаружили в сообществах бактерий с лишайниками Cetraria laevigata и мхами Sphagnum compactum.

Однако сообщества в Арктике и Антарктиде ведут себя по-разному в определенных условиях.

На островах дельты реки Лены сообщества мхов и лишайников поглощали метан вне зависимости от сезона и влажности окружающей среды. Однако увеличение влажности на острове Кинг-Джордж в Антарктиде до 60% приводило к тому, что сообщества бактерий с лишайниками и мхами переходили от поглощения метана к его производству. Но некоторые мхи видов Sanionia sp и Campylium sp не реагировали на изменение влажности и продолжали перерабатывать метан.

Интересно отметить, что ранее считалось, что Антарктида не является значительным источником метана. Однако наличие активных производителей метана в холодолюбивых сообществах острова Кинг-Джордж свидетельствует о наличии постоянных метановых потоков в антарктических экосистемах. Это позволяет предположить, что, подобно арктическим экосистемам, антарктические экосистемы могут быть и поглотителями, и источниками метана, сказал Валерий Кадуцкий, научный сотрудник Института леса имени В.Н. Сукачева Красноярского научного центра СО РАН.