Ученые обнаружили “гены суицида”

Как сообщает Газета.ру, американские ученые нашли 22 гена, которые повышают риск самоубийств. Также у самоубийц оказались выше генетические риски развития психических заболеваний. Хотя к самоубийству предрасполагает совокупность факторов, генетика обуславливает риск суицида примерно наполовину, уточняют ученые.

Исследователи из Университета Юты обнаружили свыше 20 генов, которые связаны с риском самоубийств. Об этом эксперты рассказали в статье журнала American Journal of Psychiatry.

Каждый год в мире примерно миллион человек обрывает свою жизнь самостоятельно. Суицид является второй по распространенности причиной смерти молодых людей. Специалисты отмечают, что в семьях, где такие случаи уже происходили, склонность к суициду наблюдается и у других членов семьи. Примером в данной ситуации может послужить семья писателя Эрнеста Хемингуэя. Его сестра, отец, брат и племянница покончили жизнь самоубийством.

Дуглас Грей, профессор психиатрии утверждает, что люди часто удивляются, узнав, что риск самоубийства на 45-55% зависит от генов. Многие склонны думать, что главными факторами являются потеря работы, чувство беспомощности или расставание с партнером. Однако, ученый заявляет, что если бы расставания были причиной суицида, мы все были бы мертвы.

Исследователи провели анализ геномы 3413 человек, покончивших с собой. У некоторых из них были родственники, которые так же свели счеты  с жизнью. Также специалисты изучили геномы 14 тысяч человек, не предпринимавших попыток суицида. В результате эксперимента удалось обнаружить 22 гена, связанных с повышенным риском самоубийства.

Ученые обратили внимание на гены, связанные с риском развития различных заболеваний. Выяснилось, что у самоубийц выше генетические риски шизофрении, депрессии и импульсивного поведения.

Авторы исследования отмечают, что генетика становится лишь одним из факторов к совершению такого шага.

Большинство проанализированных геномов принадлежали жителям Северной Европы. Пока неизвестно, справедливы ли полученные данные для граждан, проживающих в других регионах. Помимо этого, не для каждого человека удалось получить подробную медицинскую информацию. Отсутствие диагнозов в карте может означать недоступность медпомощи.

Ученые заявляют, что эксперимент позволил лучше изучить данный вопрос, что в дальнейшем поможет снизить уровень самоубийств. Специалисты надеются, что семьи, в которых происходил суицид, обсудят данную проблему.

В перспективе планируется оценить генетические риски самоубийств на большей выборке, включающей представителей других рас и национальностей.

Ранее канадские ученые выяснили, что больные шизофренией кончают с собой в 170 раз чаще психически здоровых людей. Чаще всего это происходит в течение пяти лет после постановки диагноза. Кроме того, стало известно, что люди старше 25 лет чаще пытаются свести счеты с жизнью.

Елизавета/ автор статьи