Ученые в России получили сверхчистые алмазы

Ученым из НИЯУ МИФИ удалось успешно получить сверхчистые кристаллы синтетического алмаза, обогащенные редким изотопом углерода-13. Это открытие открывает новые перспективы для создания сверхчувствительных сенсоров магнитного поля.

Исследователи из Центра радиофотоники и СВЧ технологий НИЯУ МИФИ достигли прогресса в получении кристаллов сверхчистого алмаза путем обогащения их углеродом-13, редким изотопом этого элемента.

Даже в чистых алмазах могут присутствовать дефекты. Особенно интересными являются азотно-вакансионные (NV-) центры, где атом углерода замещается атомом азота, а в соседнем узле кристаллической решетки образуется “вакансия”. Флуоресценция таких центров изменяется при воздействии на них физических полей, что позволяет использовать их в качестве высокочувствительных сенсоров.

В рамках экспериментов, проведенных российскими физиками, они изучили свойства флуоресценции атомов углерода-13 и одиночных NV-центров на образцах алмазов, покрытых слоями углерода-13. Полученные данные послужили основой для разработки метода векторной магнитометрии, который может быть применен для создания прототипов сенсоров магнитного поля с высоким разрешением.

Это открытие открывает перспективы для дальнейших исследований и разработок в области сверхчувствительных сенсоров, которые могут найти применение в различных сферах, требующих точного и надежного измерения магнитного поля.