Ученые выяснили, что пищевые волокна в кишечнике могут помочь при кожных аллергиях

Исследование Университета Монаша, посвященное изучению новой оси “кишечник – кожа”, показало, что микробная ферментация пищевых волокон в кишечнике может защитить от аллергических заболеваний кожи. Исследование потенциально может привести к разработке новых методов профилактики или лечения аллергии. Работа опубликована в журнале Mucosal Immunology.

Профессор Бен Марсланд из отделения иммунологии Центральной клинической школы совместно со швейцарскими коллегами из Университетской больницы Лозанны (CHUV) показал, что ферментация клетчатки в кишечнике бактериями и последующее производство короткоцепочечных жирных кислот (КЦЖК), в частности бутирата, защищает от атопического дерматита у детей.

Хотя хорошо известно, что микробиом кишечника формирует иммунную систему, влияние его на кожу менее изучено.

“Предыдущая работа нашей группы и других исследователей была посвящена местным преимуществам СКФАС для здоровья в кишечнике, а также в дистальных отделах, таких как легкие и сердечно-сосудистая система. Мы задались вопросом, может ли это распространяться и на кожу, что до сих пор не было изучено”, — рассказывает профессор Марсленд.

Исследователи кормили мышей диетой с высоким содержанием ферментируемой клетчатки или давали им очищенный SCFAS.

Они пометили бутират изотопами и проследили его перемещение в организме – всего несколько минут потребовалось, чтобы он достиг кожи, где усилил метаболизм кератиноцитов, заставляя их созревать и производить ключевые структурные компоненты, необходимые для здорового кожного барьера.

“В результате кожный барьер был укреплен против аллергенов – мы использовали аллергены из клещей домашней пыли, которые обычно проникают через кожный барьер, активируют иммунную систему и вызывают аллергическую реакцию в этих моделях. Оказалось, что иммунная система была вторична по отношению к функции кожного барьера”, — отмечают исследователи.

Активное улучшение кожного барьера может оказать защитное действие против воздействия окружающей среды, вызывающего аллергию, и, возможно, даже против других кожных заболеваний, которые усиливаются из-за поврежденного или слабого кожного барьера. По словам ученых, SCFAs можно вводить перорально или непосредственно на кожу в виде крема, минуя кишечник.