Учёные из КНР выясняют, как вирус-зомбификатор заставляет гусениц стремиться ввысь

В журнале “Молекулярная экология” опубликована статья, описывающая исследование, проведенное учеными из Китайского сельскохозяйственного университета, которые выяснили, как вирусы могут заставить гусениц подниматься все выше и выше, стремясь к солнцу.

Ученые нашли объяснение такому удивительному поведению. Оказывается, в природе существует явление, при котором определенные паразиты и патогены влияют на поведение тех, кого они заражают. Их можно назвать зомбирующими паразитами, потому что они заставляют жертву, как зомби, выполнять волю хозяина. Например, гриб кордицепс, паразитирующие на муравьях, заставляет их умирать перед тем, как попасть в муравейник, чтобы споры гриба быстрее проникли в других муравьев, а таксоплазма заставляет грызунов не бояться кошек, поскольку ей самой необходимо попасть в тело кошки, чтобы размножиться. Похожая ситуация происходит и с гусеницами, которых вирус ядерного полиэдроза (NPV) заставляет забраться как можно выше на дерево.

Но чтобы она начала карабкаться вверх, ей нужен свет. Пока она его не видит, он никуда не двигается. Китайские ученые провели эксперимент, в ходе которого они осветили палку, и гусеница поползла по ней вверх точно к источнику света, где и погибала.

Ученые изучили влияние вируса на гены хозяина и обнаружили, что от 2700 до 3500 генов гусеницы были изменены под его воздействием, в зависимости от того, как давно произошло заражение. Среди всех этих генов есть три, которые связаны со зрением. Если выключить один из генов, возможно, гусеницы не будут так охотно стремиться к свету.

Однако ученые пока не понимают, какой механизм заставляет гусеницу стремиться к свету и зачем это нужно вирусу. Если предположить, что вирусу нужны новые хозяева, то, возможно, причина в том, что на верхних ветвях деревьев может быть больше молодых гусениц, которых вирус заражает чаще, чем старых.