В МГППУ установили, что студенты не всегда хорошо понимают художественные тексты из-за четырех читательских установок, пишет «Газета.ру».
В опыте участвовала группа студентов МГППУ, обучающихся на учителей начальных классов. Опрос ученые проводили на протяжении двух лет.
В итоге, четверть студентов не поняли главную идею рассказа, около половины не разобрались с чувствами и мыслями героев, а 70% не находят «авторские вехи», которые указывают на отношение автора к персонажам. При этом 45% не находят связи между образами лирического стихотворения.
Ученые назвали читательские установки, не способствующие полному восприятию художественного текста. В этом числе установка на нахождение единственно правильной трактовки произведения, которая приводит к попытке угадать или найти в интернете «правильную» мысль и блокировке своих размышлений.
Помимо того, ученые зафиксировали наивно-реалистическую установку, при которой читатель не проводит грань между реальным миром и условным миром художественного произведения.
«Исходные установки студентов, которые направлены на понимание художественных текстов и преподавание литературы, не соответствуют требованиям, предъявляемым к работающим по системе развивающего обучения учителям», – заметили ученые.
Они добавили, что необходима специальная работа, направленная на формирование у будущих преподавателей соответствующих читательских установок и навыков работы с литературными произведениями.