В Саратове ученые из СГУ нашли кость зубастой птицы гесперорниса, жившей 80 млн лет назад

Ученые Саратовского национального исследовательского государственного университета обнаружили окаменелую бедренную кость гесперорниса российского, зубастой птицы, которая населяла территорию Саратовской области около 80 миллионов лет назад. Это находка дала новую информацию о виде данного животного. О проекте сообщили представители Минобрнауки.

Ученые обнаружили фрагмент бедренной кости птицы в заброшенном карьере недалеко от села Карякино в Татищевском районе Саратовской области. Исследование показало, что кость принадлежала гесперорнису российскому (Hesperornis rossicus). Об этом пишет “Газета.ru”.

Гесперорнисы, известные своими зубами, обитали на территории Нижнего Поволжья в период позднего мелового периода, примерно 85-65 миллионов лет назад. Они были адаптированы к водной среде: их лапы были предназначены для плавания, а крылья редуцированы, что лишало их возможности летать. Они питались мелкой рыбой и сами служили добычей для хищников, таких как акулы, плезиозавры и мозазавры. Ученые отмечают, что останки этих птиц встречаются редко на территории Евразии.

Исследование показало, что российский гесперорнис отличается от североамериканского вида (Hesperornis regalis). Вероятно, российский вид был самым крупным представителем группы гесперорнисообразных птиц в мире.

Ранее считалось, что гесперорнисы являются эндемиками Западного внутреннего моря, которое затопляло современную Северную Америку в конце мезозойской эры. Именно там они были обнаружены еще в XIX веке. Первые находки останков этих птиц в России были сделаны в 1980-х годах в Волгоградской области. В 1993 году палеонтологи Лев Несов и Александр Ярков на основе неполного материала выделили вид Hesperornis rossicus. Впоследствии некоторые ученые отрицали валидность этого таксона, считая его недостаточно обоснованным. Однако находка бедренной кости позволяет подтвердить, что гесперорнис российский является отдельным и валидным видом, пояснил доцент кафедры общей геологии и полезных ископаемых СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Максим Архангельский.