8 правил формирования кадрового делопроизводства


Чтобы компания эффективно работала необходимо грамотно построить делопроизводство внутри нее, чтобы учитывалось каждое передвижение бумаг и соблюдались все нормы хранения, а также их грамотного оформления.

Что собой представляет кадровое делопроизводство

[stextbox id=’alert’]Это процесс формирования документооборота, относящегося к трудовым отношениям, сложившимся на производстве.[/stextbox]

Чтобы данный процесс качественно выполнялся необходимо:

  • Заполнять документы с учетом всех правил;
  • Грамотно и удобно их хранить;
  • Своевременно корректировать информацию;
  • Вести номенклатуру;
  • В срок уничтожать

Качественное ведение дел очень важно, если учитывать, что каждый документ с юридической точки зрения имеет вес, так как он может выступать основанием для признания профнепригодности работника или применение в его отношении дисциплинарного взыскания.

На основании производственных документов допустимо получить доказательства правонарушения или опровергнуть его наличие, они дают возможность разграничить работников и четко определить права и обязанности каждого.

Как вести кадровое делопроизводство в программе 1С вы можете посмотреть тут:

Законодательная база

Важно: основным законодательным актом, регулирующим вопросы формирования документов и управления ими, является Трудовой Кодекс.

Кроме этого для постановки грамотного документооборота необходимо знать:

  • ФЗ от 1995 года о правилах работы с персональными данными работников;
  • ФЗ № 98 с правилами о коммерческой тайне;
  • ФЗ № 181 с нормами об охране труда;
  • ГОСТом Р 6.30-2003, указывающим на стандарты формирования большинства документов;
  • Постановление о правилах заполнения трудовых книжек и Госкомстата от 2004 года.

[stextbox id=’black’]Кроме этого важно ознакомиться с методическими пособиями по составлению и ведению различных кадровых бумаг.[/stextbox]

Кто ведет документацию

Обычно кадровыми бумагами занимается отдел кадров, который в зависимости от масштабов фирмы может состоять из одного человека, тогда ему вменяются все процессы ведения документации или из нескольких – у каждого из них свои обязанности.

Если компания небольшая и руководитель не имеет возможности обеспечивать большой штат сотрудников, он может вменить данные обязанности секретарю.

Перечень обязательных и дополнительных кадровых документов

На любом предприятии набор кадровых документов зависит от многих факторов – вид деятельности организации, его масштабы и прочее, но существует стандартный перечень бумаг предприятия, которые всегда должны быть в наличии на производстве любого формата.

Обязательные кадровые бумаги:

  • Трудовые договора с сотрудниками, их книжки и личные карточки;
  • Документы, являющиеся основанием и доказательством приема на работу руководителя организации;
  • Табель учета рабочего времени. Тут вы узнаете, как составить журнал и табель учета рабочего времени;
  • Штатное расписание, условно обязательный акт;
  • Документы по предоставлению ежегодных оплачиваемых отпусков – приказ, график отпусков, расчетный лист и локальный акт, утверждающий его форму;
  • Правила трудового распорядка;
  • Положение о работе с персональными данными штата;
  • Документы воинского учета;
  • Бумаги с результатами специальной оценки условий труда;
  • Инструкции по безопасности труда. Здесь вы узнаете, как правильно вести на предприятии журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности;
  • Номенклатура дел;
  • Документы, на основании которых происходит уничтожение старых бумаг.

Кроме этого основными являются акты и положения, требуемые в определенных случаях:

  • На основании, которых происходят изменения условий контрактов;
  • Предназначенные для увольнения граждан или их привлечение к дисциплинарному взысканию;
  • Договоры о материальной ответственности и ученические;
  • Документы для оформления ученических отпусков;
  • Положения об аттестации, присвоении квалификационных разрядов, профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
  • Документы относительно деления ежегодного отпуска, отзыва из него, его продления, замены компенсацией и предоставления неоплачиваемых дней;
  • Бумаги по предоставлению дополнительного отдыха по уходу за ребенком инвалидом или малолетним ребенком, декретного отпуска, для выплаты пособия при пополнении в семье;
  • Бумаги, указывающие на вариант работы в период декрета или при его прекращении с последующим выходом на работу;
  • Положения о коммерческой тайне, об оплате труда, о премировании, о предоставлении надбавки и компенсационных выплат;
  • Положения о ненормированном графике, сверхурочной работе, разделенном рабочем дне, сменном графике и прочих особенностях, относительно изменений рабочего графика;
  • Обязательства по прохождению медосмотра;
  • Документы о расследовании производственного несчастного случая, возникновения профзаболеваний;
  • Документы об учете мнения профсоюза и восстановлении в должности сотрудников.
8 правил формирования кадрового делопроизводства
Что такое кадровое делопроизводство?

Кроме основной документации существует рекомендованная или дополнительная:

  • Личные дела сотрудников;
  • Коллективный договор;
  • Должностные инструкции;
  • Положения о поощрениях, командировках, производственном совете;
  • Инструкция по кадровому делопроизводству;
  • Бумаги для определения улучшенных норм с целью выдачи СИЗ;
  • Документация для оформления передачи бумаг в архив.

Цель и основы процесса

[stextbox id=’info’]Целью делопроизводства в каждом конкретном случае являются конечные потребности производства – направление деятельности предприятия, эффективность управления, реализация поставленных задач.[/stextbox]

При этом делопроизводство базируется на основных принципах:

  • Эффективность;
  • Надежность;
  • Оперативность;
  • Комплексность;
  • Упорядоченность;
  • Целесообразность;
  • Следование букве закона.

При этом не лишним будет соблюдение таких факторов как:

  • Унификация;
  • Стандартизация;
  • Систематизация;
  • Децентрализация;
  • Системность.

Правила формирования делопроизводства на предприятии

Чтобы сформировать делопроизводство на предприятии с нуля необходимо выполнять следующие этапы:

  • Обеспечить всем необходимым – образцами бланков, нормативными актами, применить кадровую программу;
  • Необходимые инструменты – устав и прочие учредительные документы, являющиеся инструкцией в осуществлении основных этапов делопроизводства;
  • Выполнить оформление директора;
  • Составить перечень требуемых в работе документов;
  • Подготовить все документы, указанные в списке;
  • Назначить ответственное лицо за ведение книг;
  • Оформить весь персонал на работу;
  • Обеспечить выполнение всех необходимых операций.

Требования к ведению делопроизводства

Необходимость ведения делопроизводства зависит от правовой формы предприятия, например:

  1. ООО должно обязательно вести делопроизводство с соблюдением норм составления бумаг, даже если его штат складывается из одного участника, который является бухгалтером, учредителем и директором в одном лице.

[stextbox id=’warning’]Важно: необходимость возникает из-за правоотношений между участником и предприятием, где ООО является работодателем.[/stextbox]

  1. ИП обязано формировать данный процесс только при наличии штатных сотрудников, при этом работодатель не оформляет себя в качестве наемного работника, если он занимает должность директора.
8 правил формирования кадрового делопроизводства
Способы ведения кадрового делопроизводства в удаленных филиалах.

При этом для предпринимателя является обязательной к составлению следующая документация:

Важно: в данном случае при формировании определенных бумаг ИП не обязан соблюдать принятые нормы.

Ответственность

Все участники трудовых правоотношений ответственны за несоблюдение требований законодательства при ведении документации, они несут административную и материальную ответственность за ущемление прав трудящихся. При этом ООО может иметь более серьезные последствия, нежели ИП.

Заключение

[stextbox id=’alert’]Наличие грамотно налаженного делопроизводства на предприятии является залогом эффективного управления персоналом, что обеспечивает слаженный производственный процесс и беспрерывный контроль происходящих изменений, что в свою очередь гарантирует своевременное реагирование на ситуацию с целью ее исправления.[/stextbox]

Список обязательных и дополнительных документов кадрового делопроизводства – в этом видео:

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг