Кадровая политика – важнейший инструмент привлечения новых сотрудников. От критериев оценивания, технологий и методик зависит не только профессиональный уровень кандидатов, но и их личностные, психологические качества.
Сегодня мы поговорим об анкетировании – эффективном способе получения информации о соискателе, его жизненной позиции, интересах, образовании и опыте работы.
Основополагающие понятия
[stextbox id=’alert’]Анкета – документ, который состоит из трех частей. Потенциальный сотрудник должен заполнить пустые графы, дать письменный ответ, если того требует постановка вопроса.[/stextbox]
ТК РФ не регламентирует четкой структуры и перечня затрагиваемых тем, потому как трудовой процесс каждой организации уникален.
Анкетирование – процесс заполнения уникальных опросников, эффективный способ узнать кандидата поближе, его сильные, слабые стороны, интересы.
Используется руководителями как один из этапов собеседования при приеме на работу и возможного трудоустройства.
Как отвечать на сложные вопросы работодателя при приеме на работу вы узнаете в этом видео:
Особенности и предназначение анкеты соискателя
Эксперты HR-сферы выделяют ряд характерных признаков рассматриваемого документа:
- метод общения – раздаточный. Предполагает выдачу бумаг на руки соискателю, используется для определения его конкретных навыков и умений;
- индивидуальность – каждое предприятие имеет собственный бланк опросника, удовлетворяющий специфику трудового процесса. Широкое распространение таких бумаг не принесет пользы;
- специфическая структура – формы заполнения анкет и перечень вопросов законодательно не регулируется. Компания использует общепринятые положения, но типизация документа отсутствует.
[stextbox id=’download’]Бланк анкеты при приеме на работу.[/stextbox]
Процесс анкетирования важен для обеих сторон. Для руководителя:
- возможность выявить скрытые таланты, потенциал, сильные и слабые стороны претендента, «острые углы» в характере, его особенности;
- оценить степень полезности потенциального сотрудника, стоит ли документально оформить сотрудничество;
- выбрать лучшего кандидата на свободную должность с помощью квалифицированного анализа.
Для соискателя:
- шанс получить желаемое рабочее кресло, улучшить материальное и социальное положение;
- удостоверится в правильности принятого решения, важности трудоустройства в рассматриваемую организацию;
- возможность опытным путем найти лучшую должность, «набить руку» в общении с руководством, официальными представителями.
Для чего нужна автобиография при приеме на работу и как ее составить правильно вы узнаете здесь.
Кто занимается анализом полученных данных
Работа по структурированию анкет и анализу ложится на плечи HR-специалиста, «кадровиков».
[stextbox id=’black’]Утвержденный перечень критериев сравнивается с реальными показателями рассматриваемого кандидата. Полученная характеристика – достаточный повод для вынесения финального решения.[/stextbox]
Законодательное регулирование
Согласно ТК РФ – кандидат имеет право не участвовать в процессе анкетирования, если вопросы имеют личный характер, не относятся к трудовому процессу организационной структуры. Закон предусматривает отказ от оформления анкеты в случае ее дальнейшей обработки и анализа.
Возникает спорная ситуация, с одной стороны – законодательство защищает права граждан на конфиденциальность личной жизни, с другой – отказ заполнения анкеты часто приводит к невозможности устроится на вакантную должность.
Стандартизованной формы документа нет. Однако упомянем о форме 4 – унифицированном документе в формате А4, разделенный на несколько блоков, которые будут перечислены ниже.
[stextbox id=’info’]Важно знать! Принудительный сбор информации личного характера без письменного разрешения кандидата – нарушение Уголовного Кодекса, предусматривающее лишение свободы на срок до трех месяцев.[/stextbox]
Структура анкеты при приеме на работу
Как говорилось ранее, документ вмещает три равноправных блока:
- Первая часть состоит из личной информации о паспортных и контактных данных, образовании. Блок заполняется максимально внимательно и достоверно.
- Вторая составляющая – содержит качественные и профессиональные характеристкии, необходимость которых диктует специфика вакантной должности.
- Третий блок посвящен предыдущему опыту работы, здесь часто встречается вопрос о причинах увольнения с предыдущего места работы.
- Завершающий этап – информация об интересах, увлечениях, опросник направлен на знакомство с повседневной жизнью соискателя.
Завершающая составная часть часто вмещает пункт о желаемой заработной плате, условиях и графике работы. При заполнении важна объективность и трезвая оценка собственных возможностей.
[stextbox id=’download’]Образец заполнения анкеты соискателя.[/stextbox]
Популярный перечень вопросов для анкетирования
Опросник большинства крупных компаний состоит из:
- паспортных данных соискателя;
- уровня образования, наличия/отсутствия пройденной военной службы;
- контактных данных;
- информации о семейном положении;
- вопросов материального характера, планов дальнейшего карьерного роста.
Специалисты, на основе полученного материала, анализируют умственный, культурный уровень, грамотность, потенциальные способности, стрессоустойчивость, личностные качества кандидата.
[stextbox id=’warning’]Вопросы личного характера (хобби, варианты занятий в свободное время) не должны переходить грань приличия. Ответственность за некорректное анкетирование ложится на руководителя организационной структуры.[/stextbox]
Вопросы, которым не место в анкете
Качественно составленный документ лишен резких формулировок по поводу сильных и слабых сторон кандидата, информации, затрагивающая человеческое достоинство, конфиденциальность личной жизни.
Нарушения провоцируют потенциального сотрудника на пренебрежение такими вопросами, вызывают неадекватное восприятие мероприятия в целом.
Тут вы узнаете, по каким правилам оформляется и заполняется резюме при устройстве на работу.
Советы по формированию опросника
Опытные специалисты руководствуются следующими советами, гарантирующие положительную оценку у соискателей:
- Внимательность – заставьте человека с максимальной внимательностью к деталям ответить на сложносоставные вопросы. Такая уловка важна для должностей, где концентрация и внимание к мелочам играет решающую роль.
- Пунктуальность – проследите за присутствием скрытых граф, где нужно указать даты или временные параметры. Пренебрежение ими свидетельствует о невнимательности, отсутствии уважительного отношения к четвертой величине.
- Исполнитель или руководитель – для подчиненного важно соблюдать предписания в точности. Эксперт оценивает количество пустых граф, процент исчерпывающих ответов. Кандидату на руководящую должность позволяется немного отойти от правил, проявить индивидуальность.
- Обучаемость и IQ – руководитель обязан внедрить сложносоставные и логические вопросы, которые покажут умственные показатели соискателя, его способность строить сложные цепочки мысленных заключений.
- Конфликтность – вопросы по типу «Да» или «Нет» иллюстрируют личностные качества кандидата. Больший размер и нажим на отрицательное утверждение сигнализирует о высоком уровне конфликтности.
- Языковая компетентность и культура делового общения – обилие вопросов (не более сорока) проверяет знания соискателя в сфере письменной речи, логичности построенных предложений, грамотность заполнения, наличие/отсутствие орфографических ошибок.
- Эмоциональность и экспрессивность – графы рекомендуется делать небольшого размера, дабы проверить, как поступит соискатель. Размашистый почерк, обилие резких линий свидетельствует о высоком эмоциональном фоне рассматриваемого индивида.
Что представляет собой и как проводится подбор персонала и кадров на фирме вы узнаете в публикации по ссылке.
Заключение
Анкета соискателя при приеме на работу – важнейший документ для детального изучения уровня квалификации, индивидуальных и психологических особенностей потенциального сотрудника.
[stextbox id=’alert’]Опытный руководитель проведет анкетирование так, что кандидат останется доволен, а компания, с высокой долей вероятности, получить талантливого наемного работника. [/stextbox]
Как пройти собеседование при приеме на работу вы узнаете в этом видео: