Экономическое развитие каждой компании имеет множество своих особенностей и нюансов, некоторые из организаций в процессе своей деятельности нередко переживают кризис.
И только мудрое решение руководства, которое на основании опыта предшественников и передовых компаний мира, принимает требуемое решение, сможет восстановить необходимый баланс и вернуть прежние позиции. Именно таким образом выглядит бенчмаркинг.
Определение понятия
[stextbox id=’alert’]Бенчмаркинг – это изучение опыта развития прочих компаний, в том числе и конкурентов и использование полученных знаний в деятельности собственного бизнеса.[/stextbox]
В действиях согласно данному определению немного просматривается схожесть с маркетинговой разведкой, только цели у этих двух понятий разные, так как в случае с разведкой происходит сбор конфиденциальной информации о конкуренте. Тут вы узнаете, как правильно составить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
В основе данного процесса лежит поиск, сбор, анализ, изучение и применение чужого опыта в своем бизнесе.
Практический анализ компании с помощью бенчмаркинга показан в этом видео:
Цели и задачи бенчмаркинга
Важно: основная цель процесса – определение насколько успешен опыт предшественников.
Среди основных задач допустимо выделить:
- определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон;
- установление перечня изменений;
- разработка планов улучшений;
- разработка внедрения чужого опыта;
- установка долгосрочных более глобальных целей.
[stextbox id=’black’]При использовании данной системы появляется возможность сравнивать достигнутые результаты в тестируемом проекте с показателями компании, в успешности которой нет сомнений.[/stextbox]
Плюсы и минусы
Применение бенчмаркинга имеет свои положительные стороны, так как в процессе его использования можно взвешивать все нюансы, ориентироваться на избранную модель и своевременно вносить корректировки в ход деятельности предприятия.
Разумное использование чужой модели и корректировка ее под существующие условия обеспечивает бизнесу конкурентоспособность на экономическом рынке.
Однако процесс обладает и рядом минусов:
- невозможность в полной мере использовать опыт – зарубежных компаний, так как реалии экономического развития у стран разные;
- необходимо наличие партнера в данном процессе;
- возможно, придется прибегнуть к услугам консультанта;
- при отсутствии опыта у организации понадобятся дополнительные финансовые вливания;
- не всегда персонал согласен принимать изменения;
- не всем организациям подходит подобная система.
Основные виды
Каждый из известных видов бенчмаркинга обладает своими положительными и отрицательными качествами:
- Функциональный – это применение опыта организаций, не являющихся конкурентами внутри отрасли, но ведущих успешную деятельность в тех сферах, в которых предприятие нуждается в корректировке. Положительное применение вида заключено в отсутствии каких-либо сложностей в процессе поиска примера. Полностью отсутствуют проблемы с выявлением причин успеха данных компаний, определения их особенности. Однако не всегда получится полученные результаты применить к собственной компании.
- Внутренний – проведение маркетингового анализа и сравнительных наблюдений в деятельности подразделений внутри компании, чтобы выявить более слабые стороны и устранить их посредством применения успешного варианта.
- Общий – наиболее сложный и трудный для воплощения в жизнь, так как сравниваются модели деятельности предприятий в различных сферах, но при положительном внедрении достигаются оптимальные показатели внутренней организации.
- Конкурентоориентированный – сравнение происходит с конкурентом в той же отрасли или же с компанией-партнером только в другой отрасли.
Кроме этого бывает бенчмаркинг издержек, применение которого направлено на снижение трат.
Методы и основные этапы
Улучшение организации и доходности при помощи данного метода заключено в действии согласно следующим этапам:
- определяется модель исследования, которая имеет наибольшую привлекательность;
- выделяется группа критериев, согласно которым будет проводиться исследование;
- исследуется рынок в данном направлении по другим схожим предприятиям;
- проводится углубленный анализ;
- разрабатывается модель внедрения изменений на основе полученных результатов;
- формируется экономическое обоснование подобных действий;
- происходит внедрение в предприятие полученной модели;
- проводится контроль подобной деятельности и на его основе выводится итоговая оценка.
[stextbox id=’info’]Важно: качество проделанной работы и всего мероприятия зависит от тщательной предварительной работы.[/stextbox]
Анализ эффективности
Чтобы определить пользу будущих изменений необходимо использовать следующие показатели:
- объемы выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;
- финансовая эффективность;
- бизнес-процессы. Что такое анализ бизнес-процессов и как он проводится вы узнаете в статье по ссылке.
В результате проделанной работы и применения основных параметров предприятие может внести определенные коррективы в свою работу, например:
- обеспечить бесперебойный процесс деятельности;
- устранение неисправностей и неполадок;
- повысить прозрачность работы отдельных подразделений;
- повысить согласно результату прочие процессы отвечающие потребностям предприятия.
Правила применения бенчмаркинга на предприятии
[stextbox id=’warning’]Важно: применение подобной системы возможно только с учетом индивидуальности процесса предприятия, так что единых правил относительно его использования нет, действуют только общие рекомендации, на основании которых следует составлять свой план развития.[/stextbox]
К таким рекомендациям относятся:
- выбор показателей следует осуществлять только тех, которые желают лучшего, не стоит анализировать процессы, с которыми все в порядке;
- показатели для анализа необходимо выбирать по минимуму, не надо брать для анализа слишком большой спектр;
- предприятие перед переменами следует подготовить;
- подготовить группу специалистов;
- подготовить соответствующее обеспечение.
Проведение подобного процесса подходит оптимально для больших предприятий, при выведении системы в маленьких компаниях могут возникнуть такие вопросы:
- существует ли подобный опыт на маленьких предприятиях, так как большинство примеров приведено на основе опыта больших корпораций;
- можно ли внедрить на небольшом предприятии систему. И понятно, что можно, ведь на больших внедряют систему только в одном или нескольких подразделениях;
- стоит ли ориентироваться на достижения лучших, можно просто провести анализ достижений предприятий, расположенных в том же регионе.
Важно: в процессе применения бенчмаркинга не стоит бояться трудностей, необходимо проделать всю работу верно, и тогда будут достижения высокого уровня.
После определения необходимой модели, ее исследования и разработки плана, нужно проверить в действии разработанный метод и получить отличные результаты, после этого можно использовать повторную модель для улучшения прочих качеств процессов.
Использовать бенчмаркинг можно в 2 способа. Колесо бенчмаркинга применяется следующими этапами:
- планирование – формирование кампании, разработка плана;
- поиск партнеров;
- выбор способа получения информации согласно установленным параметрам;
- сбор данных;
- анализ показателей;
- адаптация результата – внедрение на предприятии.
Подход Хегох, состоящий из 5 фаз и 12 шагов:
- Планирование:
- выяснить, что необходимо;
- найти партнеров;
- определить цели.
- Анализ:
- определить соответствие компаний или размер разрыва;
- выбрать и сопоставить будущие уровни показателей.
- Согласование:
- сравнить результаты с разрывом по показаниям;
- выделить функциональные цели.
- Действие:
- разработка дальнейшего плана;
- внедрение системы в отдельных подразделениях;
- корректировка сравнения показателей.
- Завершение:
- выход в лидеры;
- внесение полученного опыта в план компании.
Примеры использования на практике
Ярким примером применением бенчмаркинга является компания Форд. Когда в конце прошлого века пошатнулось ее положение на экономическом рынке, были использованы основные принципы системы и исследованы все внутренние показатели – эксперты пересмотрели все выпускаемые предприятием машины и выделили только те, которые пользовались наибольшим спросом у покупателей.
Постепенно предприятие вернуло свои прежние вершины, а самый востребованный автомобиль получил звание «Авто года».
[stextbox id=’alert’]Но через определенное время позиции были вновь утрачены, так как использование бенчмаркинга было одноразовым, но на практике, это беспрерывный процесс, который необходимо применять постоянно. [/stextbox]
Заключение
Данный показатель является эффективным инструментом для достижения намеченных целей, он показывает отличные результаты и поддерживает предприятие в конкурентоспособном состоянии.
Но чтобы его применять необходимо, учитывать все особенности производства, выбирать правильную тактику действий, не усердствовать с количеством показателей. Здесь вы узнаете, что такое реинжиниринг бизнес-процессов и по каким правилам он проводится.
Кроме этого важно помнить, что данный процесс является непрерывным и для удерживания достигнутых позиций следует постоянно выполнять мониторинг показателей.
Как изучить своих конкурентов и перенять их опыт – смотрите тут: