Продажи в сфере B2B: 5 основных направлений


В мире бизнеса последние несколько лет все чаще встречаются термины B2B, B2C и B2G. Первые два употребляются более часто, хотя аббревиатур существует больше. Этими терминами обозначают бизнес-модели, используемые в электронной торговле.

Простыми словами этими словами можно назвать вид взаимоотношений субъектов, участвующих в торговле. На сегодняшний день такими терминами апеллируют не только в онлайн, но и в офлайн-среде.

Обозначение аббревиатур

На рынке в торговых отношения могут состоять три категории субъектов. Среди них:

  • представители бизнеса – предприятия, юридические лица;
  • частные лица – для определения категории более подходит обозначение «конечный потребитель». В эту группу входят простые граждане, которые выступают в роли потребителей или покупателей предоставляемых услуг;
  • государство – объединяет все государственные структуры. Это могут быть федеральные службы, муниципалитет, организации, находящиеся на гособеспечении.

Эти категории дают буквы, из которых и состоят аббревиатуры:

  • бизнес – буква В (business);
  • частные лица – буква C (consumer);
  • государство – буква G (government).

[stextbox id=’alert’]Цифра 2 в данном случае подразумевается как английское to, то есть определяется вектор передачи услуги. Например, B2С – юридическое лицо или предприятие продает услугу либо товар частному лицу.[/stextbox]

Исходя из количества категорий, можно выделить 9 направлений взаимоотношений. Наглядно структура возможных коммерческих взаимодействий отображена на таблице.

Что такое B2B продажи и как они работают – смотрите тут:

Особенности B2B торговли и методы продвижения

B2B дословно переводится как бизнес для бизнеса. Термин используется в секторе экономического и информационного сотрудничества юридических лиц. В основу такого партнерства заложено получение взаимовыгоды всеми участниками сделки, а также популяризация предприятия на рынке.

Продажами в сфере B2B могут заниматься только субъекты предпринимательской деятельности и подобные юридические партнеры с целью получения прибыли. То есть взаимоотношения в таких случаях выстраиваются между профессионалами, и простому покупателю вход с торговлю закрыт.

[stextbox id=’black’]Субъектами бизнес-продаж могут выступать организации и индивидуальные предприниматели. Функцию объектов торговли выполняют товары, услуги, производственное сырье, расходные материалы, промышленное оборудование.[/stextbox]

К такому виду бизнеса не относится реализация товаров повседневного использования. Для подобной торговли используется другой термин FMCG. Даже если вторым участником является юридическое лицо, торговля не будет иметь отношение к сфере B2B.

Характерные черты и отличия B2B и B2C

Вторым по популярности видом продаж считается B2C, то есть бизнес для рядового пользователя. При таком виде партнерства первым субъектом остается юридическое лицо, а вторым является конечный потребитель, который в большинстве случаев приобретает товары для личного использования.

B2B и B2C продажи имеют ряд основных отличий, по которым и определяется разновидность экономического и информационного сотрудничества. Выделяют пять основных различий между этими формами продаж:

  1. Цель покупки. В сфере B2C покупки осуществляются для удовлетворения собственных потребностей. В случае B2B партнерство выстраивается на взаимовыгоде и продвижении предприятия.
  2. Мотивация приобретения. Конечный потребитель, который является одним из субъектов B2C, определяясь с товаром либо услугой, прислушивается к собственным чувствам и ощущениям. Эмоциональный аспект становится решающим при приобретении выбранного товара и служит катализатором активности покупателя. Юридическое лицо, приобретая товар или услугу, делает упор на размере будущей прибыли и возможности дальнейшего партнерства.
  3. Быстрота принятия решения. Рядовой покупатель в большинстве случаев решает спонтанно, часто руководствуясь возникающими в данный момент желаниями. Профессионалы поступают совершенно иначе. Организации перед заключением сделок и подписанием документов объявляют о проведении тендера, одновременно анализируя ситуацию на рынке. При поступлении предложений от продавца каждое из них тщательно изучают. Основываясь на полученных данных, принимается коллективное решение о будущем партнерстве.
  4. Объем покупки. Как правило, приобретения в сфере B2B носят оптовый характер, независимо от того, какой товар является объектом бизнеса. В случае с простым покупателем происходят закупки розничного характера, то есть потребитель делает единичные покупки.
  5. Механизм активизации продаж. B2B и B2C значительно отличаются выбором способа активизации торговли. Для получения эффективного механизма сбыта нужно детально проанализировать и изучить процессы, которые должны осуществляться перед продажами. В первую очередь речь идет о маркетинговой политике. Эта составляющая является такой же важной, как и комфортное обслуживание, достойный уровень потребительских свойств товара. Хорошо проработав эти механизмы, можно создать мощный рычаг активизации продаж в обеих сферах бизнеса.

[stextbox id=’info’]Реклама и маркетинг являются менее определяющими для B2B сегмента. Больше всего ценится опыт торговли сотрудника, который намерен заключить договор с будущим заказчиком. Предложить и продать услугу либо товар профессионалу очень сложно.[/stextbox]

Весь нюанс заключается в умении убедить его в том, что конкретно эта компания стоит его выбора. Менеджер должен доказать компании, что выгоду от сделки получат обе стороны.

Продажи в сфере B2B: 5 основных направлений
Этапы активных продаж B2B.

Вектор социального направления B2B продаж

В секторе «бизнес для бизнеса» задействовано огромное количество покупателей. Приобретать промышленные товары могут такие юридические лица как:

  1. Производители, которые являются изготовителями продукции. Их цель заключается в том, чтобы приобрести товар для собственного производства. Промышленные компании считаются основными заказчиками в сфере B2B. Находясь в поиске продавца, покупатель в первую очередь берет во внимание качество интересуемой продукции.
  2. Больницы, предприятия государственного и муниципального содержания, образовательные структуры и прочие институционные образования. Их основное внимание нацелено на стоимость услуги и товара. При покупке качество окажется не столь важным, нежели цена. Они купят то, что дешевле.
  3. Компании оптовых и розничных продаж. На рынке, кроме покупателей и продавцов, существуют перекупщики. Занимаясь перепродажами, субъект будет пытаться свой товар тем организациям, которые смогут перепродать третьему лицу. И так торговля будет продолжаться до тех пор, пока продукт не найдет конечного потребителя. Во время смены нескольких дистрибьюторов товар будет незначительно меняться. Также изменится и стоимость. Чем больше количество раз продукция будет перепродаваться, тем выше станет финальная цена. Поэтому при перепродаже покупатели акцентируют внимание именно на стоимости.

Категории товаров сектора B2B

Для работы в торговле по принципу B2B подходят определенные категории товаров, поскольку они пользуются наибольшим спросом на оптовом рынке. Среди таких продуктов востребованными являются:

  • промышленные строения и здания;
  • производственное обслуживание, материалы, сырье;
  • техника для профессионального использования;
  • техническое сопровождение промышленного оборудования.

Кроме перечисленных категорий к продаже допускаются и другие товары, которые можно реализовать оптом и в розницу:

  • юридическое сопровождение, бухгалтерские услуги;
  • продукты питания;
  • текстиль и фурнитура;
  • многие виды другой продукции.

Такие товары наиболее ценные для промышленных объектов.

Каналы осуществления продаж в B2B

[stextbox id=’warning’]Торговлю в секторе «бизнес для бизнеса» осуществляют в нескольких направлениях. Они отличаются техникой торговли и активностью совершения покупок.[/stextbox]

Прямые продажи

Прямое сотрудничество покупателя и продавца основано на непосредственном контакте с покупателем. Прямые продажи являются наиболее распространенными.

Пассивные продажи

Суть пассивной торговли заключается на привлечении клиентов путем активного и эффективного продвижения компании. Тут вы узнаете, что такое SMM-продвижение и как оно работает.

Благодаря качественной рекламе заинтересованные покупатели сами выходят на поставщика, связываются с ним и обсуждают необходимые моменты потенциального партнерства. Пассивные сделки происходят не так часто, как прямые. Их еще называют входящими.

Продажи в сфере B2B: 5 основных направлений
Специфика продвижения в сфере B2B.

Торговля онлайн

В сети Интернет до недавнего времени можно было торговать только в сфере B2C, то есть покупки осуществляли исключительно физические лица. Однако сегодня в таких продажах заинтересованы и участники B2B рынка. Торговля в сети способствует минимизации затрат на развитие, поэтому возникают комфортные условия для пассивного партнерства в секторе B2B.

Сетевые продажи

Специалистами маркетинга были разработаны эффективные механизмы оповещения клиентов, благодаря чему продажи B2B значительно увеличиваются.

[stextbox id=’alert’]С помощью периодического обзвона покупателей, продавец распространяет информацию о новых продуктах и изменении существующего ассортимента.[/stextbox]

Сеть дилеров

Дилеры позволяют совершать продажи в разных странах и населенных пунктах. Дилерская сеть – это результативный метод увеличения объемов торговли. Но создавать ее самостоятельно с нуля очень дорого. Решить проблему позволяют сети франшизы и привлечение новых партнеров.

Отдавать предпочтение какому-то конкретному каналу нецелесообразно. Каждый обладает своими недостатками и преимуществами. Каждая организация сама выбирает для себя наиболее подходящий метод продажи, в зависимости от собственного опыта. Также следует учитывать специфику продаваемой продукции.

Способы увеличения продаж

Повысить уровень продаж в секторе B2B можно несколькими способами. Методики, разработанные специалистами, основаны не на сокращении затрат, а на оптимизации расходов. Инструментов существует девять:

  1. Маркетинговый анализ ситуации на рынке в конкретной сфере, связанной с продаваемым товаром. Следует определить главное преимущество собственной продукции, которое повысит конкурентоспособность предприятия.
  2. Постоянная работа над повышением качества продукта, исключения из производства бракованного товара.
  3. Отсутствие перебоев с пополнением и обновлением ассортимента.
  4. Не останавливающееся наращивание объемов производства, совершенствование производства, модернизация оборудования.
  5. Повышение уровня обслуживания клиентов, соблюдение условий договора, стремление к уменьшению сроков выполнения заказ.
  6. Финансовая мотивация ключевых сотрудников компании. Здесь вы прочтете, что такое мотивационный менеджмент и насколько он эффективен.
  7. Внедрение инновационных методов получения финансовой прибыли.
  8. Высокая ориентация на долгосрочные договоры.
  9. Беспрерывный поиск новых партнеров и знакомств, сохранение старых отношений, проведение мероприятий со всеми типами клиентов.

[stextbox id=’black’]Эффективность B2B продаж полностью зависит от выполнения условий описанных методов. Работать только по одному пункту недопустимо. Тогда нужно быть готовым к задействованию гораздо больших усилий и получению минимального результата.[/stextbox]

Поэтапная стратегия осуществления продаж в B2B

Активная торговля на рынке B2B продаж происходит по многоуровневой технологии. Стратегия включает 7 этапов:

  • Изучение информации о потенциальном клиенте. Для этого можно использовать Интернет-ресурсы, печатные издания и прочие источники. Следует разобраться в потребностях компании и наличии конкурентов. Диалог вести лучше с сотрудником организации-покупателя, который отвечает за закупки.
  • Вторая стадия является решающей, поскольку происходит общение продавца и клиента. От проведенного диалога зависит характер принятого решения покупателя. Для совершения продажи необходимо правильно подойти к клиенту и сделать так, чтобы он начал доверять продавцу.
  • После переговоров следует выяснить необходимость компании приобрести товар. Нужно подготовить список вопросов, отвечая на которые клиент предоставит важную информацию.
  • На четвертом и пятом этапе происходит презентация продукции, обработке возражений и предложений покупателя. Заказчик должен убедиться в том, что презентованный товар является наиболее подходящим для него. При необходимости следует принять во внимание сказанные им возражения.
  • В этом периоде осуществляется покупка. Если данному моменту было уделено должное внимание, то ряд потенциальных покупателей увеличится.
  • На последнем этапе необходимо выполнить работу с теми предприятиями, с которыми сделка не состоялась. Потребуется выявить, изучить ошибки, устранить недочеты в работе.

Серьезное отношение к каждому из этапов позволит не только эффективно продвинуть компанию, но и увеличить количество продаж, улучшить качество обслуживания клиента, получить достаточное число потенциальных и постоянных покупателей, поднять рейтинг продавца на рынке B2B торговли.

Структура отдела B2B торговли

Рынок бизнеса выделяет две структуры: классическую и трехуровневую. Классическая схема является более привычной для ведения бизнеса, в частности для небольших предприятий. В такой структуре отсутствует распределение обязанностей среди нескольких менеджеров.

Вся работа сконцентрирована в руках одного человека. В его обязанности входит:

  • поиск заказчика;
  • совершение и закрытие сделок;
  • создание и работа с базой постоянных клиентов.

Методика имеет ряд недостатков, которые влияют на общую эффективность продавца:

  1. Менеджер, выполняя такой объем работы, эмоционально истощается. Для его мотивации придется понести дополнительные расходы в виде более долгих отпусков, денежных премий, посещения психотерапевта.
  2. Бизнес полностью зависит от одного сотрудника. При его неработоспособности, процесс встанет.
  3. Менеджер, единолично вовлеченный в продажи, имеет полный доступ к контактам клиентов. При увольнении он может их продать, либо увести заказчиков.
  4. Имея постоянную базу, сотрудники прекращают поиск новых клиентов.
  5. У менеджера ограниченный карьерный рост в пределах одной компании. Достигнув высшего уровня, он может уйти к конкурирующей организации.

Трехуровневая схема направлена на оптимизацию работы сотрудников, устанавливая их полномочия в соответствии с теми отделами, в которых они работают. Каждый менеджер выполняет тот объем функций, который в компиляции с функциями других менеджеров составляет полный процесс продаж.

B2B продажи – это вид торговли экономическими и информационными товарами либо услугами, который осуществляется между партнерами одного рыночного поля. То есть участниками сделки могут быть только организации, предприятия и юридические лица, совершающие в основном оптовые закупки.

[stextbox id=’info’]B2B торговля имеет ряд преимуществ, среди которых главным считается получение обоюдной выгоды. Процесс происходит по установленному сценарию. Для эффективности продаж специалистами маркетинга разработаны уникальные инструменты, которые необходимо внедрять в предприятие одновременно.[/stextbox]

Особенности B2B торговли и продаж рассмотрены в этом видео:

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг