Управление организацией основано на разработке нового продукта и доведения его до потребителя. Этот процесс, заложенный в основу социального маркетинга, требует предварительного исследования рынка и потребностей покупателей.
Деятельность в сфере социального маркетинга связана с информированием покупателей о предлагаемом товаре, что выходит за рамки коммуникаций между людьми.
Концепция социального маркетинга
[stextbox id=’alert’]Основа социального маркетинга представляет собой определенную программу, направленную на улучшение благосостояния потребителей целевых рынков. Она затрагивает не только конкретных людей, но и весь социум.[/stextbox]
Удовлетворение общественных интересов и потребностей отдельных граждан требует постоянного обновления различных брендов или социальных услуг в соответствии с нуждами потребителей.
Маркетинговые исследования, проводимые до разработки рекламных компаний, должны затрагивать интересы различных организаций, ведущих деятельность в следующих областях:
- реклама. Тут вы узнаете, что собой представляет контекстная реклама и как ее использовать;
- производство;
- творчество;
- научные исследования и др.
Это обеспечит эффективность стратегического планирования, принятия тактических решений руководством организаций в рамках социального маркетинга.
Зарождение его концепции связано с неудовлетворенностью населения состоянием окружающей среды, сферой услуг, сокращением природных ресурсов. Необходимость в пересмотре маркетинговых стратегий продиктована ростом населения.
На какой стадии находится социальный маркетинг в России вы узнаете в этом видео:
Организации не только должны преследовать постоянное извлечение прибыли из коммерческой деятельности, но и в разумной степени удовлетворять нужды платежеспособных потребителей. Эта философская концепция преследует цели развития общества в целом, а не отдельных предприятий.
[stextbox id=’black’]Этническая направленность стратегии социального маркетинга, возникшая на этапе формирования различных социальных институтов, затрагивает интересы отдельных экономических субъектов или государств со своими национальными традициями.[/stextbox]
Сущность маркетинга в социальной сфере
Для понимания сущности социального маркетинга важно проанализировать его технологию, разделив ее на ряд отдельных элементов. Последние позволяют сделать соответствующие выводы о взаимодействии между собой отдельных социальных объектов на различных уровнях управления.
Благодаря новым перспективам функции маркетинга позволяют внедрять различные стратегические программы, направленные на усовершенствование процесса удовлетворения общественных потребностей.
Методология, на которой основано аналитическое социальное проектирование, предполагает реализацию следующих основных маркетинговых функций:
- изучение необходимости в социальном развитии всего общества и отдельных групп;
- соотнесение социальных интересов и факторов влияния, включая конкуренцию, конъюнктуру рынка и др.;
- учет многообразия факторов с вариантами социального развития, проведение маркетингового анализа ресурсов и затрат;
- моделирование параметров “жизненного цикла”;
- выявление приоритетных направлений развития экономики, политики, образования, науки и т.д.
[stextbox id=’info’]Использование маркетинговых технологий связано с выявлением общественных потребностей в плане изменений в направлениях социального развития, моделированием усовершенствованной концепции на основе предпочтений целевых аудиторий.[/stextbox]
Достижение лояльности отношения к новой идее на основе ее максимального продвижения позволяет сгенерировать новые маркетинговые технологии.
Инструменты и виды социального маркетинга
Компании, использующие корпоративную социальную ответственность бизнеса в качестве инструмента социального маркетинга, удерживают старых клиентов и привлекают внимание новых потенциальных потребителей. Другой важный инструмент – это место приобретения материального предмета.
Стратегическое развитие основано на разработке каналов, позволяющих распространять готовую продукцию до потребителей.
Социальный брендинг — это инструмент комплексной системы маркетинговых коммуникаций. Он позволяет повысить конкурентоспособность фирмы и собрать средства в будущем.
В результате деятельность компании будет непрерывной, направленной на поддержку тех или иных групп в определенной сфере общественной деятельности, например, религии, культуры, образования или спорта.
Социально-этический маркетинг позволяет расширить рамки классического продвижения бренда. Сущность этого направления зависит от более глобальных понятий, к которым можно отнести:
- общечеловеческие ценности;
- конкурентные преимущества;
- безопасность производства;
- защиту и улучшение окружающей среды;
- поддержание и усовершенствование качества связи с потребителем.
[stextbox id=’warning’]Многими коммерческими структурами инструмент социального брендинга применяется с целью повышения собственного имиджа с учетом психологического эффекта этого инструмента маркетинга.[/stextbox]
В свою очередь брендинг включает следующие составляющие технологии маркетинга в социальной сфере:
- Спонсоринг — популярное направление по оказанию материальной помощи.
- Фандрайзинг — объединение ресурсов для улучшения региональной экономики.
- Стимулирование продаж — акции, формирующие у покупателей ощущение сопричастности к благотворительности и т.д.
Спонсорство связано с поддержкой малоимущих слоев, благотворительностью, охраной природы и др. Оно базируется на демонстрации обществу организацией-спонсором заботы об этой группе людей. Спонсоринг иногда может быть дополнен государственной поддержкой.
Фандрайзинг связан с целенаправленным поиском средств для спонсорской деятельности. Особенность социального маркетинга состоит в его двухсторонней направленности. Это предполагает акцентирование внимания на проблеме, требующей соответствующего решения.
Развитие социального маркетинга
Прогнозы развития общества невозможно построить без учета рыночной конъюнктуры, темпов инфляции, поэтому в 60-х годах прошлого века информационные технологии стали приоритетными в экономике. Индустрия встала на новый этап развития.
[stextbox id=’alert’]В 1971 году понятие маркетинга стало более широким, что связано с интеграцией этой сферы деятельности с социологией. Это послужило началом использования термина “социальный маркетинг” для решения различных вопросов, связанных с общественной жизнью.[/stextbox]
Развитие концепции маркетинга в социальной сфере пришлось на середину 80-х годов, когда хозяйственная деятельность стала базироваться на системе экологических оценок.
Некоторые предприимчивые люди стали обращать внимание на поведение покупателей на рынке. Это было связано со стремлением к повышению благосостояния и качества жизни.
Рост объемов продаж заставил лидеров рынка придерживаться изменений в информационной культуре, что пришлось на вторую половину 80-х годов. Информационная деятельность совершенствовалась, что положительно сказывалось на получении прибыли в результате роста объемов продаж.
Природоохранные мероприятия, организация которых вызвала массовое движение, были направлены на защиту внешней среды. Тесная взаимосвязь уровня качества жизни с экологической безопасностью стала поводом для появления в начале прошлого столетия особого движения, защищавшего права потребителей.
Они получили право воздействовать на товаропроизводителей с целью обеспечения здорового потребления. Покупатели обладают правами, предусматривающими:
- отказ от приобретения предлагаемой продукции;
- покупку безвредных товаров, соответствующих заявленным производителями требованиям;
- защиту от некачественного обслуживания и недобросовестных рекламодателей;
- отказ от покупки товаров сомнительного качества;
- оказание влияния на усовершенствование товаров и деятельности в сфере маркетинга с целью улучшения благосостояния.
[stextbox id=’black’]Мероприятия, связанные с охраной окружающей среды первоначально были нежелательными. Они требовали больших коммерческих вложений. Это вело к ухудшению финансового положения предприятий, потере конкурентных преимуществ фирм.[/stextbox]
Современные предприниматели оценивают социальный маркетинг с экологических позиций. Повысилось качество природоохранных мероприятий. Расходы на них уже сравнивают с инвестициями в будущее компаний.
Цели и принципы
Маркетинг в социальной среде преследует цель, связанную с повышением лояльности покупателей. Она также предполагает реализацию полезных товаров в рамках проектов. Для этого требуется решить следующие задачи:
- Изучить целевую аудиторию.
- Повысить лояльность потребителей.
- Укреплять бренд перед потенциальными клиентами.
- Предлагать качественную продукцию.
Основными принципами, на которых основан маркетинг в социальной сфере, считаются:
- Ситуативный подход — принятие оптимального решения в течение установленного срока, выявление текущих проблем.
- Концентрация усилий — сосредоточение ресурсов на процессе выпуска товаров и предложении услуг, полезных покупателям и клиентам. Как правильно составить коммерческое предложение для клиентов вы узнаете здесь.
- Социальная ориентация — решение задач экономического и технического плана с учетом нарушений, выявленных в процессе развития личных интересов потребителей.
- Непрерывность — постоянный процесс, связанный со сбором и обработкой системной информации об организации.
- Комплексность — целенаправленное стратегическое развитие на основе маркетинговой и финансово-хозяйственной деятельности компании.
- Потребительский суверенитет — удовлетворение потребностей людей.
[stextbox id=’info’]В последнем случае принцип основан на исследовании отдельных сегментов рынка. Это необходимо для решения различных маркетинговых задач, связанных с удовлетворением потребителей. Принятие оптимального решения возможно только при детальном изучении показателей спроса на потребительском рынке.[/stextbox]
Корпоративное волонтерство в бизнесе
International Association for Volunteer Effort (IAVE) – организация, популяризирующая корпоративное волонтерство на международном уровне, которое можно рассматривать в организационных рамках. Любая компания проводит мероприятия по охране окружающей среды.
Социальные проблемы, решаемые на основе корпоративного волонтерства, следующие:
- принцип бережливого производства;
- переработка собственной продукции;
- сбор отходов и мусора раздельным способом;
- уменьшение отрицательного влияния на состояние экологии в регионе и др.
В каждом из перечисленных подходов должна быть отражена политика бизнеса. Сотрудники организации должны принимать добровольное участие в реализации проектов в различных сферах. В России корпоративным волонтерством занимаются социально-ответственные организации.
Благотворительный маркетинг в России
Российские агентства, помогающие организациям вести благотворительную деятельность, обеспечивают продвижение самого бренда.
[stextbox id=’warning’]Например, проведение акций салонами красоты в детских домах на бесплатной основе или организация недорогих гостиниц компаниями-производителями. Организации для достижения целей благотворительного маркетинга собирают отчисления и взносы в виде процентов с продаж.[/stextbox]
Компании, специализирующиеся на торговле в розницу, не ведут сотрудничество с перекупщиками. Они работают непосредственно с покупателями. Отсюда можно сделать вывод, что нефтяная или алмазодобывающая компания не должны ставить перед собой цель использования инструментов социального маркетинга.
Продажа определенных сортов хлеба в Санкт-Петербурге некоторыми торговыми точками основана на осуществлении благотворительной деятельности в рамках социального маркетинга.
Например, отчисления от продаж хлеба по акции поступали в фонд помощи блокадникам. Она прошла успешно, поскольку именно хлеб, а не другие продукты, можно ассоциировать с блокадой.
Этапы организации социального маркетинга
Для внедрения эффективной программы социального маркетинга важна правильная организация процесса разработки и распространения продукта. Цель проведения мероприятий – предложение потребителю нового продукта взамен старого.
Для отслеживания поведения покупателей должны быть выполнены все этапы разработки программы:
- Выявить проблему — приложить максимальные усилия для полного определения потребностей определенной аудитории.
- Выбрать целевую аудиторию — сформировать общую группу и разделить ее на отдельные подгруппы, выбрав одну из них за основу программы социального маркетинга.
- Провести дополнительные исследования по целевой аудитории — собрать сведения, полезные для реализации программы.
- Разработать план программы — определить новый продукт и его потенциальных потребителей, наметить желаемый эффект от программы, обозначить период реализации плана.
- Проанализировать изменения в поведении целевой аудитории — оценить понимание группой полезных качеств продукта.
- Разработать продукт — оценить изменения в поведении потребителя.
- Проконтролировать стоимость продукта — оценить не в денежном выражении, но с учетом психологических усилий и затраченного времени.
- Сделать выбор участников программы — организовать систему распространения продукта и его доставки до потребителя.
- Разработать информационный компонент — создать план проведения рекламных мероприятий для продвижения продукта.
- Проанализировать эффективность программы — отследить выполнение каждого этапа и внести поправки.
[stextbox id=’alert’]Программа социального маркетинга, преследующая цель удовлетворения потребностей целевой аудитории, направлена на популяризацию продукта. При неправильном истолковании поступающей информации анализ может быть некачественным.[/stextbox]
Это приведет к проблемам с внедрением плана, смысл которого будет потерян. Бюджет на проведение подобных программ строго ограничен, поскольку их зачастую финансирует государство.
Как работает социальный маркетинг и на что направлен – смотрите тут: